С Раменского аэродрома 19 февраля 2008 года впервые поднялся в воздух многофункциональный истребитель Су-35.

Сегодня «тридцать пятый», становится лицом боевой авиации России: до 2020 года в ВКС РФ будут поставлены около 100 машин.

В данной статье мы расскажем вам о пяти интересных фактах о Су-35 – самом мощном в мире истребителе четвертого поколения.

Тактико-технические характеристики истребителя СУ-35

Истребитель СУ-35. Тактико-технические характеристики

Факт-1: Самолетов Су-35 в истории авиации было два
Истребитель СУ-35

Первым под таким шифром в начале 1990-х годов на международных выставках демонстрировали так называемый Су-27М – модернизацию базового Су-27. Это была фактически первая попытка сделать из перехватчика многофункциональный истребитель. По ряду причин самолет не пошел, и к индексу «35» вернулись лишь в 2005 году.

Уже 19 февраля 2008 года с Раменского аэродрома ЛИИ им. Громова поднялся в воздух новый «тридцать пятый». Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан.

Поначалу истребитель обозначался как Су-35БМ (большая модернизация), потом назвали просто Су-35 с прицелом на экспорт. После появления интереса со стороны российских ВВС появился вариант Су-35С, с традиционной буквой «С», обозначающей варианты техники для поставок Минобороны РФ.

Факт-2: Как «тридцать пятый» сравнили с НЛО

Взлет истребителя СУ-35

За рубежом Су-35 впервые был представлен в 2013 году на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Показательные полеты российского истребителя стали гвоздем программы авиасалона.

Пилотировал самолет снова Сергей Богдан. Когда он сделал так называемые «блинчики» в небе, Ле-Бурже буквально замер. Эту фигуру высшего пилотажа – разворот в горизонтальной плоскости на 360 градусов в полете без потери скорости и высоты – не может выполнить ни один другой истребитель.

Николай Колесов - генеральный директор КРЭТ

Вот как позже прокомментировал полет наших «тридцать пятых» гендиректор КРЭТ Николай Колесов:

«Наши самолеты так «блинчиком» пролетели над аэродромом – ни один самолет в мире не делает такого. А комплексная система управления на этих самолетах крэтовская, система управления двигателем тоже наша.»

А иностранные специалисты за такое «неземное» шоу Су-35 тут же сравнили с НЛО.

Позже французский инженер Кристиан Куновски рассказывал:

«Я 22 года в этой отрасли, многое повидал, но этот полет – что-то невероятное. Это не истребитель, это просто НЛО! Скажу честно, я впервые в жизни плакал от восторга!»

Факт-3: Истребитель Су-35 может «увидеть» цель за 400 км

Радиолокационная система истребителя Су-35

Несмотря на отсутствие Активной Фазированной Антенной Решётки (АФАР), радиолокационная система «тридцать пятого» может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них.

Читайте также:  ТОП-10 Самые лучшие ВУЗы России

Такие возможности истребителю обеспечивает радиолокационная система управления (РЛСУ) с пассивной фазированной антенной решеткой «Ирбис».

Система была разработана в НИИ приборостроения им. Тихомирова, а ее производством занимается Государственный Рязанский приборный завод, входящий в КРЭТ.

По своим показателям радиолокационная система истребителя Су-35 находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство американских и европейских РЛС с пассивными и активными ФАР.

Факт-4: В кабине Су-35 нет аналоговых приборов со стрелками

Кабина истребителя СУ-35

Кабина пилотов на Су-35 напоминает кабину истребителей пятого поколения. В отличие от Су-27, в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них два больших цветных жидкокристаллических экрана, на которых в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. В «стеклянной кабине» Су-35 установлен также коллиматорный индикатор на лобовом стекле. Таким образом, пилот видит соответствующие символы и знаки на фоне неба, они словно парят в воздухе перед самолетом.

Гидродинамические приводы управления силовой установки заменены электрическими. Это не только экономит место и вес, но и позволяет ввести в управление машиной параллельный контроль. На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной: компьютер решает, с какой скоростью машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие.

При этом машина берет на себя часть сложных пилотажных режимов, к примеру, полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.

Факт-5: Су-35 поднимает 8000 кг бомб

Еще одно из основных преимуществ Су-35 состоит в том, что он может нести огромную нагрузку в виде ракет системы «воздух–воздух» – целую тонну таких ракет.

Всего же Су-35 на 12 узлах подвески может поднять 8000 кг высокоточных ракет и авиабомб.

Авиабомба СУ-35 с лазерной системой наведения

В состав вооружения «тридцать пятого» входит целый набор управляемых ракет «воздух–поверхность», среди которых и такие новинки, как пять противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШКЭ, три ракеты большой дальности системы «Калибр-А» и одна тяжелая противокорабельная ракета большой дальности типа «Яхонт».

Читайте также:  Первое летающее такси в Дубае! Будущее не за горами!

Истребитель Су-35 также поднимает до 11 корректируемых авиабомб с телевизионной, спутниковой или лазерной системами наведения. В перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в том числе с лазерной коррекцией.

При этом Су-35 способен применять свое оружие на сверхзвуковых скоростях с числом Маха, равным около 1,5, и на высоте более 13 700 метров. К примеру, американский истребитель F-35 действует на высоте в районе 9100 метров и на скорости с числом Маха около 0,9.

Видео: «5 интересных фактов о СУ-35»